Расплата за богохульство — как боярин Шереметев наказал Аввакума и его последователей

Аввакум Петров, русский старообрядец и протоиерей, стал одной из ключевых фигур религиозного противостояния в России XVII века. Его книга "Житие преподобного старца и исповедника Аввакума" стала символом протеста против церковного реформирования. Он выступал против нововведений в православной вере, осуждал изменения в богослужении и призывал к возвращению к древним обычаям и традициям. Боярин Артамон Сергеевич Шереметьев, являвшийся представителем царской власти, стал главным исполнителем царского приказа об уничтожении книг и наказании Аввакума.

Однако, причиной конфликта между Шереметьевым и Аввакумом стал не только разногласия по поводу вероучения. По некоторым источникам, Шереметьев был недоволен ролью, которую Аввакум играл в обществе, и стремился подавить его влияние. Аввакум был близким человеком царя Алексея Михайловича и имел сильную поддержку избранного монарха. Именно поэтому Шереметьев считал Аввакума своим противником и инициировал ряд мер по его уничтожению.

Боярин Шереметьев, следуя указам царя, организовал над Аввакумом целую кампанию преследований. В первую очередь, были изданы царские указы о запрете печати и распространения его книг. Затем, Аввакуму был составлен обвинительный акт, в котором его обвинили в нарушении церковных канонов, изменении вероучения и подстрекательстве к мятежу. Боярин Шереметьев лично наблюдал за проведением суда и осуществлением наказания над Аввакумом.

За что Шереметев наказал Аввакума

За что Шереметев наказал Аввакума

Исторические источники свидетельствуют о том, что боярин Федор Алексеевич Шереметев наказал Аввакума за его участие в религиозном движении старообрядчества. Аввакум был признан виновным в разжигании ненависти к православным служителям церкви и мятежа против учений православия.

Одной из основных причин конфликта между Шереметевым и Аввакумом являлась открытая поддержка последнего Никоновских реформ, в связи с которыми произошла реформа церковной службы и обрядов. Аввакум и его сторонники, известные как старообрядцы, отвергли эти изменения, посчитав их искажением православной веры.

Боярин Шереметев, будучи страстным сторонником Никоновского патриарха Иова, решительно выступил против старообрядцев и их лидера Аввакума. Его позиция была подкреплена не только религиозной, но и политической мотивацией, так как правительство в то время стремилось укрепить свое влияние на православную церковь и обеспечить единство вероучения в стране.

Шереметев приказал арестовать Аввакума и судить его по обвинению в ереси и мятеже. Процесс Аввакума протекал весьма жестко, с применением пыток, что было обычной практикой при судах того времени. В конечном итоге Аввакум был признан виновным и осужден на смерть, был сожжен на костре в Москве.

Причины наказания Аввакума

Религиозное воззрение

Главной причиной наказания Аввакума была его религиозная позиция. Аввакум являлся одним из лидеров старообрядчества, движения, которое возникло в результате реформы церкви в 17 веке. Он настаивал на соблюдении старых правил и обрядов, которые были отменены Церковью.

Противоречие с Церковью

Аввакум открыто критиковал изменения, которые были внесены в ритуалы и обряды православной церкви. Он не признавал новый обряд и отказывался от принятия нововведений. Такое поведение вызывало недовольство церковного духовенства и властей.

Политическая активность

Аввакум также проявлял активность в политической сфере, высказывая социальные и политические требования. Он критиковал поведение царя, считая его несправедливым и неспособным правителем. Такие высказывания вызывали недовольство и угрожали политической стабильности.

Первый приговор Аввакума

Первый приговор Аввакума

После непродолжительного времени проведенного в заключении, Аввакум был представлен перед боярином Шереметьевым для вынесения первого приговора. Боярин Шереметьев, являясь представителем царского двора, был назначен для выполнения приговора и расправы над Аввакумом.

Перед тем как огласить приговор, боярин Шереметьев прочитал обвинительный акт в адрес Аввакума. В этом акте содержались упреки в несанкционированном проведении лютеранского богослужения, нарушении правил церковной иерархии и ответственности за распространение запрещенных сводов и писем почтенного книготорговца Царской Академии. В акте также было упомянуто превосходство борцовского духа Аввакума, который не прекращал своей деятельности даже после приказов высшего из конца Москвы порученного ему лица.

После прочтения обвинительного акта, боярин Шереметьев объявил приговор: к юридической умерщвлению, а именно сожжению на костре. Этот решительный шаг предпринимался во исполнение приговора князя Голицына, извлеченного из верховного постановления Царского Его величества, а также по инициативе славного патриарха и других высоких лиц царской власти.

Тайные письма и второе обвинение Аввакума

После первого обвинения в ереси и уклонении от учения Русской православной церкви, Аввакум был лишен священнического сана и приговорен к ссылке. Во время своего изгнания, Аввакум продолжал активно корреспондировать и отправлять тайные письма своим сторонникам и старшинам церкви.

Эти письма были нацелены на то, чтобы распространить учение Никона и критиковать действия боярина Шереметьева и иерархов церкви. Аввакум выражал свое горение и решимость продолжить борьбу за веру, несмотря на все трудности и преследования.

Однако, эти тайные письма не остались незамеченными. Работники почты и информаторы, размещенные Афанасием Шереметьевым, открыли и прочитали письма Аввакума, и завершив свое расследование, представили их боярину.

На основе содержания этих писем, боярин Шереметьев предъявил второе обвинение Аввакуму. Этот раз обвинение было гораздо серьезнее и включало в себя клевету на ведущие духовные деятели, попытку получить помощь у зарубежных церквей и подрыв православной веры в Руси.

Тайные письма, отправленные Аввакумом, стали основой для его дальнейшего ареста и наказания. Боярин Шереметев организовал новую кампанию по облаве на сторонников Аввакума и принудительному преследованию их.

Жестокость наказания Аввакума

Жестокость наказания Аввакума

Взяв за основу ложные обвинения в ереси и духовном возмущении, боярин Шереметьев прибег к крайне жестоким мерам в отношении Аввакума, одного из главных противников реформ в Русской православной церкви.

После полного отказа от лживых обвинений и отказа изменить свои взгляды, Аввакум был приговорен к пыткам и казни как еретик. Боярин Шереметьев устроил для него настоящий ад на земле – Аввакума не только карали плеткой и бичевали, но и подвергали другим жестоким физическим наказаниям.

НаказаниеОписание
РаспятиеАввакума привязывали к дереву или доске, распростертому на земле, и оставляли на несколько часов без пищи и воды.
СвечиАввакума ставили на колени и заставляли держать в руках свечи, горящие на краю стола. Если свечи упадут, то Аввакум получал плеть по спине.
ВиноАввакума заставляли лежать на земле и наливали на него горячее вино, чтобы вызвать ожоги на его теле.
Казнь веревкойБыла предусмотрена смертная казнь Аввакума путем удушения веревкой.

Таким образом, наказание Аввакума было крайне жестоким и бесчеловечным. Оно служило не только наказанием за его духовные убеждения, но и предупреждением для других сторонников реформ и идеи свободы духа в Русской православной церкви.

Оцените статью
Про ножи